+7(495)506-57-36, +7(968)575-10-99
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредитель:
ООО «Законные решения»
Адрес редакции: 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 14.
Статей на сайте: 429
Главная
О журнале
О нас
Учредитель
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Правила и порядок публикации
Правила оформления статей
Правила оформления аннотаций
Правила оформления библиографического списка
Требования к структуре статьи
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
ЖУРНАЛ
Июнь, 2016
2017: 1
2016: 1, 2, 3, 4
2015: 1, 2, 3, 4
2014: 1, 2, 3, 4
2013: 1
2012: 1
2011: 1, 2, 3, 4
2010: 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
КиберЛенинка
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 2, 2016
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Автор/авторы:
Коростелева Алина Альбертовна,
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Контакты: ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, Россия,105062
E-mail: talina219@mfil.ru
УДК: 303
Аннотация: Анализируются вопросы интеграционного взаимодействия учебных курсов литературы, мировой художественной литературы и обществознания. Рассматриваются особенности межпредметной интеграции, и возможности использования литературных текстов для многоаспектного анализа явлений социальной жизни в курсе обществознания
Ключевые слова: вертикальный тематизм, воспитание, воспитательный потенциал, интеграция, литература, межпредметное взаимодействие, мировая художественная культура (МХК), обществознание
Дата публикации: 31.12.2016
Дата публикации на сайте: 17.03.2017
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Коростелева А.А. Межпредметная интеграция как способ усиления воспитательного потенциала курса "обществознание"//Современная наука. № 2. 2016. С.42-47.
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Учебный предмет «Обществознание», относимый Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования (2012 г.) к общественно-научным предметам, строится на базе таких общественных наук, как философия, социология, политология, правоведение, экономическая теория, культурология и психология. Следовательно, интеграционный принцип изначально присущ данному учебному предмету, что делает его многоуровневым инструментом познания учащимися окружающего мира и одновременно позволяет привлекать учебную информацию из различных отраслей знания. Такой интеграционный принцип, изначально свойственный учебному предмету, органично вводит учителя в межпредметный интеграционный контекст, призванный не только расширять знания учащихся по данному курсу, но и активно влиять на формирование их личностных качеств и умений. Формируя не только предметные знания, но и ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их правосознание, личностную и гражданскую позицию, учебный предмет «Обществознание» призван содействовать повышению духовной, политической и правовой культуры школьников, становлению их социального поведения, основанного на системе ценностных идеалов и предпочтений личности.

Воспитательный потенциал курса позволяет выявить его скрытые резервы и возможности влияния на процесс формирования ценностных ориентиров личности. Наиболее полно он был исследован академиком Л.Н. Боголюбовым в монографии «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики» (2013 г.). В ней, в частности, подчеркивается, что воспитательные аспекты «пронизывают» всю тематику данного учебного предмета как системообразующий интегративный принцип, задействованный в рамках рассмотрения его основных учебных компонентов (правоведение, экономика, политология, мораль, духовная культура). Таким образом, интеграция является в рамках данного предмета инструментом целостного учебного процесса, так как характеризует не только процесс обучения, но и воспитания.

Интеграция (лат. Integratio — целый, объединение в целое каких-либо частей или элементов) понимается в современной педагогике как двусторонний процесс, связанный с устранением тематического дублирования в предметах (внешняя интеграция) и оптимальной выборкой форм, методов, приемов и средств обучения, соответствующих задачам интеграционного процесса в целом (внутренняя интеграция).

Межпредметная интеграция, активизируя межпредметные связи, активно содействует развитию аналитического мышления учащихся, позволяя им привлекать данные из разных областей знания с целью формирования целостного видения проблем, явлений, событий и представлений о чем-либо.

В рамках учебного процесса можно выделить внутрипредметную интеграцию, которая влияет на углубление системы знаний учащихся по тому или иному школьному предмету обучения, и межпредметную интеграцию, призванную активно содействовать оптимизации межпредметных знаний учащихся в многоуровневом потоке обучения и воспитания.

Межпредметная интеграция может осуществляться на следующих уровнях:

  • горизонтальный тематизм, выявляющий тематические связи между предметами и позволяющий, в первую очередь, избавиться от дублирования и синхронизировать процесс обучения в целом. Полагаем, что этот вид межпредметной интеграции в основном апеллирует к знаниям и умениям учителя;
  • вертикальный тематизм, активно содействующий развитию аналитического мышления учащихся, формированию у них метапредметных умений, что позволяет учителю использовать такие активные формы и методы обучения, как диалог на заданную тему, к которому потенциально должны быть готовы ученики и сам учитель. Соответственно, вертикальный тематизм может осуществляться с учетом определенного накопленного уровня знаний учителя и учеников, что предполагает предварительный процесс активной взаимной подготовки к нему;
  • интегрированный урок, объединяющий знания о предмете из различных учебных областей и являющийся активным инструментом интегративного процесса в целом. Следует отметить, что интегрированный урок всегда нестандартен по форме, так как призван не только развивать у учащихся предметные компетенции (например, анализ прочитанного текста, умение делать выводы и пр.), но и межпредметные (информационные, связанные с поиском и умением находить и обрабатывать полученную информацию; языковые, позволяющие представлять информацию на должном уровне), а также личностные компетенции (умение работать в группе и коллективе, критическое отношение к своему опыту и знанию, готовность к саморазвитию и др.);
  • интегрированный курс, представляющий собой самостоятельный учебный предмет, развивающийся по законам межпредметной интеграции и по целям, и по задачам, и по формам и методам обучения учащихся. Цели и задачи интегрированного курса наиболее полно содействуют формированию той целостной «картины мира», которая в современный период, по словам исследователя В.С. Степина, «выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития» [7, с.15].

Вертикальный тематизм представляется нам наиболее успешной формой интеграционного межпредметного взаимодействия предметов обществознания, литературы и МХК, так как позволяет периодически усиливать интеграционный процесс в целях развития умения учащихся сопоставлять знания, полученные из различных источников информации, делать выводы, применять полученные знания и навыки в рамках всего учебного пространства. Вертикальный тематизм призван, с нашей точки зрения, существенно содействовать развитию аналитического мышления учащихся, становясь инструментом проблемного межпредметного творческого анализа изучаемого учебного материала. При этом вертикальный тематизм не перегружает учебный материал, но существенно обогащает его, делает ярче и выразительнее, благодаря иллюстративному материалу, привлекаемому из других курсов.

Гуманитарные предметы «Литература» и «Мировая художественная культура» (далее — МХК) с курсом «Обществознание» роднит не только тот факт, что их фундаментальными категориями является такие понятия, как «человек» и «мир», «нравственность», «культура», но и общность целей, среди которых основной является формирование нравственного потенциала личности, развитие ее творческих и личностных способностей, системы мировоззрения с опорой на те гуманистические ценности, осознание и знакомство с которыми, в частности, осуществляется в данных учебных предметах.

Раздел «Духовная культура» курса «Обществознание» включает такие подразделы, как наука, образование, мораль, религия, искусство. При этом знакомство с научной терминологией осуществляется на наукообразном материале с опорой на философскую систему знаний, что весьма характерно, так как именно философия «составляет теоретического ядро мировоззрения» [7, с. 19]. И уже в рамках изучения таких философских категорий, как «добро», «истина», «счастье», «личность» и др. идет апелляция к именам Аристотеля [4, с. 30, 102] и Цицерона [4, с. 80], что позволяет обратиться к разделу «Античность» в курсе «Литература», где учащимся предложено изучение поэм Гомера, римской лирики, трагедии Софокла «Царь Эдип», свидетельствующих в целом о важности для личности осознания целей своего бытия, самоопределения в границах добра и зла на всех этапах существования человеческой цивилизации в целом. Этот учебный материал также важен и для раздела «Искусство» в курсе обществознания. Так, например, задание ученикам: «Как понимал Гораций чувство золотой середины?» помогает осознать и золотое правило нравственности И. Канта. Ведь, если по Горацию, золотая середина позволяет познать всю многогранность жизни без сползания в ее крайности (расточительство и жадность, например), так и золотое правило нравственности позволяет человеку выстраивать гармоничную систему взаимодействия со всем миром в координатах добра и толерантности. При этом учащимся важно понять, по словам литературоведа И.О. Шайтанова, что «золотая середина — это далеко не то же самое, что идеал умеренности и аккуратности. Она потому и золотая, что обладающий ею владеет безусловной ценностью. Ему открывается все пространство жизни, ему доступно многое, но ровно настолько, чтобы излишек не испортил удовольствия, чтобы вкус жизни не оставил горького послевкусия. Такова нравственная позиция» [10, с. 46]. Изучение литературного наследия периода Античности позволяет прийти учащимся к удивительному выводу: почему в мире, где человек так сиюминутен, что печалиться о нем не следует даже долго (Гораций, Вергилий и др.), столь важным становится овладение «искусством жить», не изменяя самому себе, Истине, Добру и Красоте? Вывод о том, что для периода Античности важен акт деяния человека в соответствии с координатами добра и зла, выводит на понимание принципов социальности человеческого бытия вообще. Ведь самой природе человека изначально присуще стремление осознать значимость своего бытия, назначения в мире, пережить свою «вещественность» в акте созидания (социальном, культурном, творческом, нравственном) (Задание: сравните «Создал памятник я, бронзы литой прочнее...» Горация и стихотворение «Памятник» А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» с целью подтверждения данной истины).

Обсуждение вопроса о том, насколько важен этот принцип нравственности для современного человека позволяет изучать и обобщать данный учебный материал на новом уровне, выводя его за рамки обыденной констатации, часто к которой учащиеся остаются глухи и безразличны. Обсуждение правила золотой середины приводит нас и к другому важнейшему вопросу, затрагиваемому в курсе «Обществознание»: «В чем назначение человека?», «Почему человеку важно иметь нравственные ценности?», «Насколько вечна дихотомия добра и зла в жизни человека?» и пр. Прекрасным иллюстративным материалом для обсуждения этих вопросов может служить как трагедия У. Шекспира «Гамлет», написанная около 1600 г., так и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», созданный в 1866 г. Со времен античного театра мы знаем, что зло должно быть отомщено, но почему принц Гамлет медлит с местью и даже тяготится этим своим необходимым деянием: «Порвалась связь времен; о, проклят жребий мой!/Зачем родился я на подвиг роковой»! И что, по сути, является главным наказанием для Родиона Раскольникова: понимание своей обреченности быть изобличенным в преступлении, или же чувство вины, буквально ломающее и снедающее его изнутри? Удивительно, но обоим героям произведений, разделенным более чем двумя веками, присуще чувство нравственной ответственности, что и делает их истинными героями не только литературных произведений, но и определенными типажами той или иной эпохи. Гамлет и Раскольников — герои рефлексирующие, в одиночку старающиеся «вправить вывихнутое Время», по словам Гамлета. Что олицетворяют собой эти герои: добро или зло? Что значит для них любовь? Можно ли на одни весы поставить убийцу Раскольникова и короля Клавдия, дядю Гамлета? Эти многочисленные вопросы способны привести учащихся к ответу на вопрос, присуще ли чувство нравственной ответственности современному человеку и им лично? Как ее можно расшифровать и в чем ее важность? Курс обществознания — великолепный учебный инструмент для поиска ответов на заданные вопросы, особенно в разделе «Духовная культура». При этом важно, что учебный материал можно «проигрывать» многократно, ведь раздел «Искусство» также позволяет рассматривать эти вопросы уже на другом уровне и в иных смыслах. Служит ли искусство каким-либо нравственным задачам или же существует по своим, особым законам и развивается ради «себя самого» (вспомним концепцию «искусство ради искусства»), являясь лишь совершенным инструментом самовыражения творца?

Герои многих исторических романов, например, Вальтера Скотта «Айвенго», «Роб Рой» и «Уэверли» позволяют нам понять, каким должно быть поведение человека в сложных исторических обстоятельствах. По аналогии можно обратиться и к анализу поведения героев «Войны и мира» Л.Н. Толстого, также попавших в водоворот исторических событий. Удивительно, что героев столь разных произведений роднит, в частности, тот факт, что они не являются идеальными (само имя героя В. Скотта Уэверли является говорящим, так как в переводе с английского означает «колебаться»), способны совершать ошибки (вспомним Наташу Ростову), превращаются порой в игрушку в руках иных людей (Пьера Безухова), но, приобретя жизненный опыт, проявляют веротерпимость и стойкость (Айвенго), бесконечное великодушие (Роб Рой), стремятся разобраться в том, что есть истина (Андрей Болконский) и, так или иначе, обретают ее в мире, в любви, в справедливости, в служении другим людям, иногда — в самоотречении (Соня и Марья Болконская). Анализ этих произведений помогает учащимся понять тот посыл, например, из курса обществознания, что какие-то нормы морали имеют исторический характер (например, сама дуэль, отказаться от которой означает моральную гибель для истинного рыцаря и человека чести (вспомним и лермонтовского «Героя нашего времени» и пр.), а другие носят общечеловеческий вневременной нравственный характер (веротерпимость, доброта, честность, готовность к самопожертвованию и др.) [4, с. 103]. Подобный подход к анализу данных произведений позволяет в курсе обществознания осмыслить важность нравственной позиции человека в его социальном проявлении. Какими являемся мы в нашем потоке Времени? Что современность в нас предопределяет, формирует? Что мы можем оценить позитивно, а что негативно в себе и своем Времени? Что изменилось в потоке жизни со времен В. Скотта и Л.Н. Толстого и что осталось неизменным? Верим ли мы в то, что добро торжествует в жизни? Если этого не происходит, то какими быть и оставаться нам? Ведь у героев В. Скотта был романтический настрой, вера в то, что все кончится победой добра, но мы-то, искушенные современностью люди, знаем, что в жизни все сложнее и драматичнее. Время и Человек в контексте его деяния, — не эту ли парадигму отношений исследовали в своих произведениях эти авторы, да и воплотили в своей творческой биографии и реальной личной житейской событийности?

Эпоха трагического гуманизма, представленного трагедией У. Шекспира «Гамлет», исторические романы В. Скотта и Л.Н. Толстого, викторианский контекст произведений Ч. Диккенса, — все может стать как опорным материалом для осмысления курса «Обществознание», так и инструментом для построения интеграционных уроков в рамках обоих учебных курсов.

Если задать ученикам вопрос, есть у вас места в городе, которые вы хотели бы обойти и никогда туда не заходить? Объясните, почему? Может быть, это позволило бы им осознать не только собственные проблемы, но и понять уже взрослого человека Чарлза Диккенса, обходившего всегда стороной район, в котором он работал ребенком на фабрике ваксы, когда его отец за долги попал в тюрьму. Городские трущобы, грязные притоны и тюрьмы, — все пришлось узнать и испытать уже молодому журналисту Ч. Диккенсу, печатавшему очерки из повседневной лондонской жизни под псевдонимом Боз. Насколько человечен и справедлив мир, в котором так тяжко приходится слабым и беззащитным людям? Вот вопрос, который постоянно находится в исследовательском поле автора Ч. Диккенса. Насколько человечны люди, исполняющие законы жестокого общества? Насколько современный мир отличается от картин прошлого, описанных этим автором? Что изменилось в современной социальной жизни и благодаря чему? Что есть социальная справедливость и равенство? Есть ли равенство вообще? Каким должен быть мир, чтобы в нем было комфортно для людей разных индивидуальных и социальных возможностей? Вот те немногие вопросы, которые помогают обсудить подобные произведения, полные социальных картин уже прошедшей эпохи викторианской Англии. «Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. А что делать тем, кто лишен своего дома, например, сиротам и беднякам, описанным Ч. Диккенсом? Кто пополняет ряды современных нищих и обездоленных людей? Полагаем, что эти вопросы обязательно должны быть вынесены для обсуждения старшеклассниками, так как современная жизнь, увы, полна картинами жестокого отношения подростков к бездомным и нищим. Если учесть тот факт, что до недавнего времени люди, попавшие в тюрьмы, выписывались с постоянного места жительства, а отсидев положенный срок, не всегда принимались своими родственниками обратно, то это поможет понять современным старшеклассникам, кто составляет большую часть современных российских бездомных и нищих. А современные законы о банкротстве? Может ли каждый из нас считать, что жизнь не покажет ему свою безоглядную жестокость? Но главное, этот тот ответ, который находит Ч. Диккенс на жестокость мира, — это доброта и отзывчивость, которую человек вправе ожидать от мира вообще, и мира людей, в частности, ради нас как людей, или претендующих быть и казаться, хотя бы, таковыми. А постигли ли мы до конца этот неотвратимый закон социальной жизни или по-прежнему «Человек человеку волк»?

Филолог И.Н. Сухих в своей учебной программе по литературе для учащихся 10—11 класса (базовый уровень) упоминает значимые виды деятельности, в которые должны быть вовлечены учащиеся. Среди этих видов нам для межинтеграционного взаимодействия представляются наиболее перспективными следующие:

  • самостоятельный подбор текстов, материалов, критических высказываний и т.д. для подтверждения собственной позиции при анализе художественных текстов;
  • выполнение индивидуальных заданий, подготовка рефератов и докладов, требующих самостоятельного поиска и организации материала;
  • участие в дискуссии: подбор аргументов, примеров, цитат, афоризмов [8, с. 5].

В рамках межпредметной интеграции курсов обществознания и литературы подобные виды деятельности позволяли бы учащимся не только сопоставлять учебный материал, следовательно, закреплять полученные знания, но знакомиться с новыми художественными произведениями, ведь, к сожалению, из перечисленных выше зарубежных произведений, ни одно не входит в учебную программу базового школьного уровня и предложено лишь в рамках элективных курсов по филологическому профилю.

Возможность использовать произведения, изучаемые десятиклассниками на базовом школьном уровне по курсу литературы, в рамках межпредметной интеграции в учебном предмете «Обществознание» достаточно широки. Перечислим только те, которые напрямую восходят к проблемам нравственного выбора человека и социальной справедливости: И.С. Тургенев «Отцы и дети» с его социальным и универсально вечным конфликтом поколений; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; драматургия А.Н. Островского; произведения А.П. Чехова.

Безусловно, что эти произведения можно и необходимо использовать в рамках интеграционного контекста и в разделе «Мораль» курса обществознания для обсуждения всех тех вопросов, которые были обозначены выше, и в разделе «Искусство» в целях изучения не только жанрового разнообразия, но и познания самого назначения искусства, и в разделе «Религия», где особую значимость имеют произведения Ф.М. Достоевского, разрываемого дихотомией «есть Бог» и «Бога нет» (романы «Преступление и наказание», «Идиот»).

Курс МХК, как правило, в старших 10—11 классах изучаются на факультативном уровне, концентрируя в себе материал, имеющий особое значение для воспитания творческого, культурного, нравственного потенциала учащихся старшей школы. Курс носит интегративный характер изначально, так как соединяет в себе произведения разных жанров и видов искусств. Методы преподавания весьма разнообразны: от уроков-лекций, до дискуссий и экскурсий в музеи, встреч с авторами произведений (режим реального и заочного интернет-знакомства, просмотр видеоряда) и пр. Особое значение для интеграционного процесса взаимодействия курсов обществознания и МХК имеет использование метода проблемно-поискового характера, основанного на включении старшеклассников в самостоятельную учебную деятельность, связанную не только с поиском произведений для иллюстрации тех или иных явлений и событий, но и анализом и оценкой самих художественных произведений. Учебный материал, предлагаемый курсом МХК для 10 класса, великолепен по своим эстетическим возможностям: от произведений древних цивилизаций (Древний Египет Древняя Индия, Древний Китай и Япония), периода античности до эпохи Возрождения и европейского Просвещения, а также от русской средневековой культуры до эпохи русского Просвещения. Изучение, например, темы «Православный храм и синтез храмовых искусств» может значительно не только расширить культурные пласты знания старшеклассников, но и призван помочь старшеклассникам понять, почему религиозные представления столь устойчивы в мире людей и почему размышления о Боге, высшем миропорядке столь ощутимо соседствуют с идеями развития науки и техники даже в современном мире. Изучение биографий великих людей (ученых, композиторов, художников, поэтов и писателей) также могут пролить дополнительный свет на постановку и поиск ответов на эти вопросы, в частности, весьма значимые для курса «Обществознание» (раздел «Религия»). Полагаем, что проблема существования человека в современном религиозном и антирелигиозном пространстве является основной для анализа многочисленных современных явлений и событий в контексте подобного интеграционного взаимодействия курсов обществознания и МХК (раздел «Религия»). Все — от проблемы культурного взаимодействия верующих и неверующих людей, пресловутой толерантности до современного сосуществования различных религиозных культур, от культурного противостояния тех или иных адептов вероучений до крайних форм проявления современного терроризма, — укладывается в рамки этой, во истину, тектонической проблематики современного мира, отраженной и в курсе обществознания. Школьный предмет «МХК», как и курс «Обществознание» призваны решать среди множественных учебных задач и важные аспекты, связанные с формированием духовных ценностей личности, становлением ее культурных, нравственных, социальных и иных предпочтений и идеалов.

Среди требований к результатам обучения и воспитания по курсу МХК, сформулированных исследователем Г.И. Даниловой, нам наиболее актуальными (в свете интеграционного взаимодействия) представляются следующие:

Личностные:

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
  • формирование творческого отношения к проблемам;
  • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
  • подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Метапредметные:

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • применение методов познания через художественный образ;
  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации;
  • самостоятельная оценка достигнутых результатов.

Предметные:

  • осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
  • усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
  • уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала [3, с. 5—7].

Безусловно, что реализация этих требований в межинтеграционном пространстве обоих учебных курсов позволит существенно повысить воспитательный потенциал курса «Обществознания», что представляется нам актуальным и значимым в свете развития современной парадигмы образования.

Литература
1. Коростелева А.А. Средства художественно-образной наглядности на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 5.
2. Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта // Современная наука. 2015. № 3.
3. Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. учреждений. 5—11 классы / Сост. Г.И. Данилова; 6-е изд., перераб. М., 2011.
4. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова; 6-е изд. М., 2010.
5. Программы элективных курсов. Литература. 10—11 классы. Профильное обучение; 5-е изд. М., 2008.
6. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса: 5—9 кл.; 10—11 кл. М., 2008.
7. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
8. Сухих И.Н. Литература: программа для 10—11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). М., 2008.
9. Трубицына Л.В. Культурный концепт как средство организации содержания образования для устойчивого развития // Современная наука. 2015. № 3.
10. Шайтанов И.О., Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Программы общеобразовательных учреждений. Литература и русский язык. 10—11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю. М., 2007.
Просмотров: 534 Комментариев: 0
Похожие статьи
  1. О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩИХ ПОНЯТИЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
  3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредитель: ООО «Законные решения»
Адрес редакции: 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 14.
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-39293 от 30.03.2010 г.; журнал перерегистрирован: свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ No ФС77-70764 от 21.08.2017 г.
© Журнал «Современная наука», 2010-2018