Термин «эмоциональный интеллект» впервые был введен в психологию в 1990 г. Дж. Майером и П. Сэловеем. Эмоциональный интеллект, в соответствии с их концепцией, — это способность воспринимать и выражать эмоции, перерабатывать эмоции и мысли, объяснять эмоции, контролировать выражение своих эмоций и влиять на проявление эмоций других людей [12].
В 1997 г. эти авторы выделили четыре компонента эмоционального интеллекта: восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций; использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности; понимание и анализ эмоций; сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
Указанные аспекты интеллекта в той или иной степени рассматривались ранее в концепциях Э. Торндайка, Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, Р. Бар-Она и др. как составные элементы интеллекта [1—3;14; 15]. Р. Бар-Он первым ввел обозначение коэффициента эмоциональности — EQ, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта.
Д. Гоулман, показал, что структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:
1) определение и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
2) управление эмоциональными состояниями: способность контролировать эмоции и заменять нежелательные эмоциональные состояния требуемыми ситуациями;
3) способность создавать эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
4) способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
5) способность вступать в нужные межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [3; 4].
Д. Люсин создал собственную модель эмоционального интеллекта, рассматриваемого как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Д. Люсин создал для исследования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта опросник ЭмИн. Данный опросник отличается тем, что не затрагивает личностные характеристики респондентов [11].
Эмоциональный интеллект рассматривается в настоящее время как важный аспект профессиональной деятельности. Так, К. Чернисс обнаружил, что высокий уровень эмоционального интеллекта руководителей приводит к снижению вероятности появления эмоционально выгорающих сотрудников [7].
Анализ эмпирических исследований возрастных особенностей эмоционального интеллекта показал, что эмоциональный интеллект может развиваться в процессе индивидуального развития и достигать своего наибольшего развития в зрелом возрасте [6, с. 41].
Исследование гендерных различий в проявлении и распознавании эмоций показало, что женщины лучше проявляют и распознают эмоции других людей по сравнению с мужчинами [12]. В результате исследований были установлены следующие закономерности:
- женщины являются более эмоционально экспрессивными, т.е. в меньшей степени контролируют свою экспрессию по сравнению с мужчинами. Женщины больше проявляют просоциальные эмоции (радость, энтузиазм) и эмоции, свидетельствующие о слабости (страх, печаль, стыд), а мужчины — эмоции, подчеркивающие силу (гнев, гордость, презрение);
- женщины лучше распознают эмоции других людей, чем мужчины.
Е. Ильиным и А. Липиной были проведены исследования возрастных изменений в эмоциональной сфере у женщин и мужчин (эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций) [6]. Результаты показали, что выражение эмоций у женщин с возрастом проявляются значительно лучше, чем у мужчин.
Представление об экзистенциальной исполненности в экзистенциально-аналитическом подходе
Ведущий представитель экзистенциального анализа — А. Лэнгле видит цель экзистенциально-аналитической работы в том, чтобы «помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека и его подлинность» [9, с. 120]. Это возможно, если человек имеет доступ к своим переживаниям и «активно участвует в том, что представляется ему ценным» [9, с. 120]. Жизнь с внутренним согласием — это экзистенциально наполненная или экзистенциально исполненная жизнь.
Все, с чем человек встречается в мире, относится к четырем категориям: мир, жизнь, самость, будущее. Это фундаментальные категории экзистенции, понимаемой как «проживание человеком своего духовного измерения (Person)» [9, с. 122].
Четыре названные категории являются также фундаментальными условиями жизни человека, с которыми он постоянно соотносится, и которые являются четырьмя его фундаментальными мотивациями. Исполнение четырех фундаментальных мотиваций приводит к экзистенциальной исполненности [9, с. 122—127].
Первым фундаментальным условием экзистенции является возможность и способность быть в этом мире, в котором человек появляется не по своей воле. Если мир надежно обеспечивает пространство, защиту и опору, то у человека формируется доверие к миру.
Вторым фундаментальным условием экзистенции является возможность и способность переживать чувство «нравится». Для этого необходимы близость, время и отношения, наличие которых приводит к переживанию фундаментальной ценности жизни.
Третьим фундаментальным условием экзистенции человека является признание себя самого. Предпосылками для этого являются уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности, а следствием исполнения этих условий становятся проживание своей духовной сущности (Person), аутентичность как соответствие самому себе.
Четвертое фундаментальное условие экзистенции — обнаружение экзистенциального смысла жизни. Для исполнения четвертой фундаментальной мотивации необходимо исполнение трех первых фундаментальных мотиваций, а также такие условия, как поле деятельности, структурные взаимосвязи и взаимосвязь с будущим [9, с. 133—147].
Как пишет А. Лэнгле, «моя задача — в этой установке открытости привести себя в согласие с ситуацией, проверить, хорошо ли то, что я делаю, для других, для меня самого, для мира, в котором я нахожусь. Если я так действую в ситуации, то это приводит к осуществлению моей экзистенции» [9, с. 145].
Инструментальная диагностика исполнения фундаментальных мотиваций осуществляется с помощью Теста экзистенциальных мотиваций (ТЭМ), разработанного А. Лэнгле и П. Экхардт. Тест состоит из пяти шкал, измеряющих уровень исполнения четырех фундаментальных мотиваций человека и исполнения его экзистенции в целом [8].
Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности человека
Целью нашего исследования стало изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности человека. Проведенный нами теоретический анализ показал, что наиболее релевантной группой для начала исследования эмоционального интеллекта в контексте экзистенциально-аналитического подхода являются женщины зрелых возрастов. В группу участников исследования вошло 35 женщин — слушательниц научного центра исследований «Звезда Утренняя» (г. Москва), в возрасте от 27 до 50 лет. Участие в исследовании было добровольным.
Для диагностики социального интеллекта нами использован опросник Д. Люсина ЭмИн [11], для диагностики интеллектуальных способностей — тест прогрессивных матриц Дж. Равена (Raven Progressive Matrices) [13], для выявления уровня исполнения фундаментальных мотиваций — тест экзистенциальной мотивации (ТЭМ) А. Лэнгле и П. Экхардт [8].
Для выявления корреляционных связей применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для оценки значимости различий использовался t-критерий Стьюдента.
В табл. 1 представлены расчеты корреляционных связей эмоционального и социального интеллектов и общих способностей (общего фактора интеллекта).
Таблица 1. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена экзистенциальной исполненности, эмоционального интеллекта (EQ), интеллектуальных способностей (IQ)
|
Эмоциональный интеллект, ЕQ
|
Интеллектуальные способности, IQ
|
ТЭМ общий
|
-
|
-
|
*уровень значимости р = 0,01.
Выявлена умеренная отрицательная корреляция показателей ТЭМ и ЕQ (-0,462) при р < 0,01. Так как по правилам обработки и интерпретации ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения, то мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи исполнения экзистенциальных мотиваций и эмоционального интеллекта при уровне значимости р = 0,01 [8].
Взаимосвязь показателей исполненности фундаментальных мотиваций и интеллектуальных способностей не выявлена.
Таким образом, нами показано, что существует значимая положительная взаимосвязь эмоционального интеллекта и исполнения экзистенциальных мотиваций.
В табл. 2 представлены результаты расчетов ранговых корреляций Спирмена для отдельных шкал эмоционального интеллекта — межличностного и внутриличностного интеллекта (по Д. Люсину).
Выявлена отрицательная умеренная корреляция общего показателя исполнения фундаментальных мотиваций и межличностного эмоционального интеллекта (-0,428). Выявлена отрицательная умеренная корреляция общего показателя исполнения фундаментальных мотиваций и внутриличностного эмоционального интеллекта (-0,36).
Так как по правилам обработки ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения, мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи исполнения экзистенциальных мотиваций и межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта при высоком уровне значимости р < 0,01.
Таблица 2. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена показателей общей исполненности фундаментальных мотиваций (ТЭМ общий) и отдельных шкал теста эмоционального интеллекта ЭмИн
|
Эмоциональный интеллект (ЕQ) общий
|
|
ЕQ внутриличностный
|
ТЭМ общий
|
-
|
-
|
-
|
* уровень значимости р = 0,01.
Нами были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена общего социального интеллекта (ЕQ) и исполнения отдельных фундаментальных мотиваций. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для показателей эмоционального интеллекта (ЕQ) и отдельных шкал ТЭМ
Параметры
|
ТЭМ общий
|
Шкала фундамент. доверия
|
Шкала фундамент. ценности
|
Шкала самоценности
|
Шкала смысла жизни
|
Эмоциональный интеллект ЕQ
|
-0,462*
|
-0,467*
|
-0,372*
|
-0,405*
|
-0,475*
|
*уровень значимости р = 0,01.
Выявлены высоко значимые умеренные отрицательные корреляции показателей общего показателя ТЭМ и общего ЕQ (-0,462); показателей шкалы фундаментального доверия ТЭМ и общего ЕQ (-0,467); показателей шкалы фундаментальных ценностей ТЭМ и общего ЕQ (-0,372); показателей шкалы самоценности ТЭМ и общего ЕQ (-0,405); показателей шкалы смысла жизни ТЭМ и общего ЕQ (-0,475).
В связи с тем, что по правилам интерпретации ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения фундаментальных мотиваций, мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи эмоционального интеллекта и исполнения всех экзистенциальных мотиваций.
Наиболее тесный уровень взаимосвязи выявлен между эмоциональным интеллектом и исполнением первой фундаментальной мотивации «Мочь быть» (0,467), между эмоциональным интеллектом и исполнением четвертой фундаментальной мотивации — обнаружение смысла жизни (0,475).
Полученный результат показывает, что социальный интеллект тем выше, чем выше доверие к миру. Как мы понимаем, при развитом фундаментальном доверии возможно обращение к собственным эмоциям и чувствам, к эмоциям, чувствам и поведению других людей. При отсутствии сильного страха и защитных психодинамических реакций, имеет место ясное восприятие и понимание своих и чужих эмоций (и поведения), занятие позиции по отношению к воспринятому, а затем — осознанный выбор поведения, соответствующего ситуации [10, с. 116, 117].
Развитый эмоциональный интеллект также способствует обнаружению смысла жизни.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Социальный интеллект положительно и умеренно связан с исполнением экзистенциальных мотиваций.
- Большое значение для развития социального интеллекта имеет доверие к миру — отсутствие болезненных страхов и защитных психодинамических реакций.
|