+7(495)506-57-36, +7(968)575-10-99
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредитель:
ООО «Законные решения»
Адрес редакции: 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 14.
Статей на сайте: 429
Главная
О журнале
О нас
Учредитель
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Правила и порядок публикации
Правила оформления статей
Правила оформления аннотаций
Правила оформления библиографического списка
Требования к структуре статьи
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
ЖУРНАЛ
Март, 2014
2017: 1
2016: 1, 2, 3, 4
2015: 1, 2, 3, 4
2014: 1, 2, 3, 4
2013: 1
2012: 1
2011: 1, 2, 3, 4
2010: 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
КиберЛенинка
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 1, 2014
РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
Автор/авторы:
Белоусова Елена Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма
Московский институт юриспруденции
Контакты: ул. 14-я Парковая, д. 6, Москва, Россия, 105203
E-mail: Belousova2004@mail.ru
тел.: 8(495) 965-63-90
УДК: 37.012
Аннотация: Анализ научно-педагогических и психологических исследований позволяет сделать вывод о том, что актуальность использования креативных технологий в профессиональной подготовке достаточно высока и подчеркивает ее необходимость в связи с ценностной парадигмой современного российского профессионального образования.
Ключевые слова: креативная парадигма образования , креативность , креативные технологии , профессиональный рост, самоактуализация, самореализация, творчество
Дата публикации: 30.03.2016
Дата публикации на сайте: 26.05.2016
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Белоусова Елена Васильевна , Роль креативных технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров // Современная наука. № 1. 2014. С.36-30
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Начиная с 60-х гг. ХХ в. этой проблемой занимались зарубежные педагоги и психологи Дж. Гилфорд, П. Торранс, Р. Муни, А. Штейн, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и др. Креативная парадигма, развиваемая в исследованиях академика В.А. Сластенина, возникла как потребность в разрешении противоречий между творческостью и технологичностью, между индивидуальным подходом и массовостью обучения, как потребность в развитии постоянной готовности к изменению, обеспечении личностной включенности студента в образовательный процесс. В последнее десятилетие возникло также объективное противоречие между внутренней готовностью выпускника к творческому труду и неготовностью его к творчески-преобразовательной, инновационной деятельности учреждения [7, с. 86].

Креативная диаграмма подчеркивает ценность человека, которая воплощена в его уникальности, творческости. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению. Человек характеризуется не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании и перспективности. Потенциальное моделирование обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. В данной деятельности реализуется и накапливается творческий потенциал личности. В состав категориального комплекса, применяемого в исследовании В.А. Сластенина, входят такие понятия, как творчество, индивидуально-творческий подход, творческий стиль деятельности, креативность и особенности ее проявления в профессиональной деятельности социального работника, диагностика креативности, условия и технология творческого развития, готовность к творческой деятельности. Выяснение содержания и соотношение этого множества понятий способствовало определению специфики креативной парадигмы в профессиональном образовании [6, с. 35].

В отечественной педагогической науке термин «креативность» появился для обозначения способности индивида создавать новые понятия, формировать новые навыки; способности к осознанию своего опыта, порождению нового. Креативность понимается как интегральное качество личности. Исследование креативной парадигмы в области профессионального образования опирается на подходы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В данном случае креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных особенностей индивида, позволяющих творчески преобразовывать действительность.

Одной из центральных линий в развитии креативной парадигмы образования является развитие концепции субъектно-деятельностного подхода в непрерывном образовании. В соответствии с этим подходом личность выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный такими характеристиками, как:

- способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

- осознание и принятие задач, установок деятельности на этих этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

- способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной несвободы» — с другой;

- активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений;

- направленность на саморазвитие;

- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения;

- творческий потенциал, уникальность, неповторимость [3, с. 5].

Таким образом, креативная парадигма образования, обозначенная в данном подходе, определяет механизмы преобразования личности через самоопределение, свободу самовыражения, выбора оптимальных стратегий жизненного пути. Креативная парадигма профессионального образования опирается на индивидуально-творческий подход. Сущность индивидуально-творческого подхода в профессиональной подготовке выпускника состоит, во-первых, в развитии индивидуально богатой, самобытной его личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности будущего бакалавра, выявления и развития его творческих возможностей, собственных взглядов, неповторимой технологии деятельности.

В исследованиях подчеркивается, что наличие творческого потенциала человека определяет его профессиональную пригодность к избранной деятельности и возможность субъективного развития. Реализация творческого потенциала в деятельности выпускника связана с механизмами внутренней активности субъекта, продуктивностью подсознательных процессов и проявлением креативности. От богатого творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации и саморазвития [6, с. 43].

Творческий потенциал как динамическая структура личности включает комплекс креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении ее развития. В структуре творческого потенциала выделен потенциальный и актуальный образ творческого поведения, обобщенное представление о себе как творческой личности. Процесс перехода потенциальных возможностей человека в актуальные означает самоактуализацию как механизм развития. Содержательные компоненты самоактуализации определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, процессуальные — указывают на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности.

Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, формирование у студентов идеального образа собственного «Я», каким Я должен стать, чтобы быть работником-творцом. Это в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы будущего бакалавра, переводом должного в делаемое, в потребности личности. Результатом такой перестройки является возникновение цели «внутри себя», осознание личностного смысла профессиональных знаний и умений. По мнению исследователей, критериями проявления творческой индивидуальности личности выступают ее профессионально-личностные показатели (сформированность профессионального идеала, умение анализировать свои индивидуальные возможности, умение изучать особенности клиентов, готовность и способность к творчеству, индивидуальный стиль деятельности) [6, с. 143].

Индивидуальный стиль деятельности является одним из главных критериев проявления творчества выпускника. Категория «индивидуальность» становится в исследованиях основополагающей для становления теории развития творческой индивидуальности специалиста. В основе лежит определение, согласно которому индивидуальность — это особая форма бытия отдельного человека, в рамках которой он живет и действует как автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система, сохраняя целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Эта форма выражения целостной, интегральной системы, которая в то же время уникальная, единичная и обладает индивидуальностью формы. В содержательном плане индивидуальность человека — это целостная система свойств различного иерархического уровня: биохимический, общесоматический или морфологический, нейродинамический, психодинамический, личностный и метаиндивидуальный. При этом основным показателем является особый, выражающий индивидуальное своеобразие, характер связи между всеми свойствами человека, определяющий его «интегральную индивидуальность» [3; 8].

Индивидуальность выпускника как субъекта профессиональной деятельности всегда находит свое выражение и в форме, и в содержании. Формальная сторона — это внешнее актуальное выражение индивидуальных особенностей индивида, личности, субъекта профессиональной деятельности, человека в целом, его поведения, деятельности. Оно проявляется в форме индивидуального стиля деятельности, индивидуального стиля общения, индивидуального стиля развития, индивидуального стиля поведения и др. Содержательная сторона — это, во-первых, индивидуально своеобразное сочетание свойств различных иерархических уровней — биохимического, морфологического, физиологического, свойств темперамента, личности, социальной перцепции; во-вторых, — это уникальный, неповторимый результат индивидуальной деятельности и поведения; профессиональное самосознание, индивидуальный опыт; эффективность педагогической деятельности, авторитет.

Формальная и содержательная сторона проявления индивидуальности тесно взаимосвязаны, так как содержание всегда проявляется в виде определенной формы, а наличие формы требует выражения содержания. В основе проявления индивидуальности выпускника лежит механизм самоактуализации потенциальных индивидуальных возможностей человека. Причиной самоактуализации выступает, прежде всего, наличие природных дарований, способностей. Затем уже появление потребности в самоактуализации, порожденной системой целеполагания, личностных смыслов и соответствующей мотивацией. Процесс перехода потенциальных возможностей человека в актуальные, составляя внутренний, прежде всего психофизический план развития личности, означает самоактуализацию как механизм развития, ибо развитие человека — это раскрытие его внутренних возможностей. Особенно важной становится зависимость индивидуальности от широты использования своего потенциала. Эта сторона категории «индивидуальность» является основополагающей для установления теории развития творческой индивидуальности, так как только максимальная реализация творческих возможностей приносит удовлетворение от деятельности, позволяет достигнуть уровня творчества в работе. Возникновение потребности в самоактуализации обусловлено, с одной стороны, наличием собственных потенциальных возможностей, с другой, — системой воспитания и образования, имея в виду воспитание через организацию жизнедеятельности, образование, успех и удовлетворение с выходом на самовоспитание и личностную саморегуляцию.

Деятельность выпускника можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Этот результат выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в личностном преобразовании в ходе создания не только субъективно, но и объективно нового продукта.

Дальнейшее исследование креативной парадигмы образования связано с рассмотрением специфики, структуры, особенностей и технологии развития инновационной деятельности выпускника. Существенной характеристикой принципа инновационности является диалогичность, равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Сотрудничество и сотворчество в инновационном процессе предполагают отказ от авторитарного поведения и утверждение иного типа отношений: совместного поиска и анализа результатов. Совместность в данном случае не означает отказа от самостоятельности. Субъективное развитие и саморазвитие личности студента осуществляется в процессе инновационного обучения, важнейшими функциями которого являются следующие: проблематизация и конфликтизация действительности, критическое отношение к нормативам, открытость среде и профессиональным новшествам, творчески преобразующее отношение к миру, стремление к самореализации, к воплощению своих намерений в инновационной деятельности. Общей основой инновационной подготовки является творческая деятельность, к разновидностям которой относятся систематическое исследование, диалоговая и дискуссионная деятельность, моделирование и прогнозирование педагогических и социально-психологических новшеств.

В инновационной деятельности преобладает потребность в новизне, риске, поиске более совершенных способов работы. Акцентуированность на поиске предопределена самодвижением потребности, неудовлетворенностью достигнутым. Риск усиливает поисковую направленность при предварительном прогнозе степени неопределенности и опасности зоны поиска. Мотивация креативной личности проявляется в большей степени именно в тенденции к риску, основанном на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность. Наиболее целостное выражение креативной парадигмы профессионального образования выражено в разработке и реализации обучающей среды. При этом стратегия реализации творческих технологий состоит в осуществлении различных взаимодействий с факторами обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психологических педагогических новообразований. Принятие личностью позиции продуктивного взаимодействия с обучающей средой, с целью самоактуализации и самореализации является одним из главных аспектов методологии инновационных технологий. Выработка и принятие такой позиции возможны в результате творческого самоопределения, при котором устанавливается степень соответствия личностных предпосылок к профессиональной деятельности и глубины понимания и осмысления содержания инноваций.

Личностный смысл студент приобретает на основе своеобразного исследования ситуации, ее связей с потребностями. Личностное исследование ситуации выступает одновременно и как высшее проявление познавательной функции интеллекта, поскольку в момент личностной рефлексии происходит более полное отражение связей и отношений с окружающим миром. Личность полнее реализует себя, если предлагаемое содержание способно изменить целостность мировосприятия, социальный и профессиональный статус студентов, который выступает действующим лицом, соучастником, инициатором процесса своего образования. Творческое обучение не имеет однозначно предписанной методики организации педагогического процесса, не осуществляется одновременно для всех. Подлинно личностное порождается личностью, создается путем субъективирования смыслотворчества. Цели, содержание и методы обучения — косвенные стимулы этого процесса. С другой стороны, то, что было скрытым, выявляется в творческом обучении, борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей становятся актуальными.

Открытость диалогу с другими людьми, допускающая возможность изменения самого себя, позволяет формировать как смысловые структуры личности, так и основы творческой профессиональной позиции. В этой связи плодотворным является исследование креативности выпускника через изучение напряженных ситуаций, реакций на неопределенные и неотчетливые сочетания среды, зону тревог и ожиданий. Повышенная вариативность какого-либо компонента деятельности также становится предметом научного изучения. И только после этого можно ставить вопросы относительно коррекции тех компонентов деятельности, которые наиболее податливы к воздействиям и креативным влияниям.

Среди форм и методов развития творческого потенциала диалог занимает особое место. Он строится как система проблемно-конфликтных вопросов, что предполагает намеренное обострение коллизий, продумывание различных вариантов развития сюжетных линий, проектирование способов взаимодействия участников дискуссии и возможных ролей и условий их принятия, гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников.

Этой же цели служит и игровое моделирование. Одна из его функций состоит в поиске самостоятельного решения той или иной профессиональной задачи и в применении, коррекции ее решения. В качестве основных способов игрового моделирования подготовки бакалавра мы использовали индивидуальное и совместное решение задач, психолого-педагогических ситуаций, профессиональные и деловые игры, социально-психологический тренинг. В систему игрового моделирования были включены игры: ролевые, поисковые, имитационные и игры-драматизации. Особое место занимают профессиональные ролевые и деловые игры: приемы и упражнения на игровое поведение и взаимодействие, психотехнические игры, интервью, драма, дидактический спектакль. Игровое моделирование включает и различные формы творческого поиска: «мозговой штурм», дискуссии, методы синектики [8, с. 58]. В ходе игрового моделирования происходит разрешение проблемно-конфликтной ситуации, ее переживание не подавляется, не игнорируется, а наоборот, обостряется, поскольку будущему выпускнику приходится искать решение вопреки очевидной его невозможности. В силу этого стремление решить проблему выражается в осмыслении ситуации в качестве жизненно важной, от решения которой зависит личностная самооценка как способного или неспособного к творческой деятельности. Обобщая условия реализации креативной парадигмы образования, следует подчеркнуть необходимость организации профессионального обучения как исследовательской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации, выбора вариантов решения, рефлексии способов и личностного смысла, осознания себя как творческой индивидуальности. Таким образом, креативная парадигма образования определяет дальнейшие перспективы построения различных программ профессиональной подготовки, переход на гибкие модели организации учебного процесса, создает предпосылки для профессионального самовоспитания студентов.

Литература
1. Коломиец Б.К. Комплексная оценка качества подготовки выпускников вузов: Метод. рекомендации. М., 2009.
2. Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учеб. пособие. Ярославль, 2009.
3. Молодиченко Т.А. Парадигмы российского образования: сущность и практика реализации // Ценностная парадигма образования, инновации и педагогическое творчество: Сб. науч. и метод. тр. / Под ред. Н.В. Павловой, Т.А. Молодиченко. Саратов, 2013.
4. Организационное поведение: Практикум: Деловые игры, тесты, конкретные ситуации: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. М., 2010.
5. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. СПб., 2008.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2009.
7. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. М., 2009.
8. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М., 2009.
Просмотров: 1035 Комментариев: 0
Похожие статьи
  1. НЕЙРОКОУЧИНГ - НОВЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
  2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  3. ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредитель: ООО «Законные решения»
Адрес редакции: 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 14.
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-39293 от 30.03.2010 г.; журнал перерегистрирован: свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ No ФС77-70764 от 21.08.2017 г.
© Журнал «Современная наука», 2010-2018