В ст. 1055 ГК РФ содержатся нормы, направленные на обеспечение реализации обязанности лица, публично объявившего о выплате награды, произвести такую выплату. Публичное обещание награды — это публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок.
Публичное обещание награды представляет собой одностороннюю сделку, влекущую при наличии совершения соответствующего действия отозвавшимся лицом возникновение обязательства, в содержание которого входит обязанность должника, объявившего награду, произвести ее выплату и которое наделяет субъективным правом лицо, выполнившее требуемое в публичном обещании действие. Обещание награды является публичной офертой, обращенной к любому, кто отзовется. Данные отношения носят внедоговорный характер.
В исследуемых правоотношениях мы имеем возможность рассмотреть участие органа внутренних дел (далее — ОВД) как :
- субъекта, который публично объявляет о награде за совершение указанного в объявлении правомерного действия в указанный в нем срок — «призвавшего»;
- субъекта, отозвавшегося на данное объявление о совершении правомерного действия в указанный в нем срок — «отозвавшегося».
В соответствии с обозначенной темой исследования в качестве «призвавшего» выступает орган внутренних дел. В настоящей работе мы не будем давать подробный анализ органам внутренних дел как субъектов обязательственных отношений. Эта работа на наш взгляд уже проведена в науке гражданского права достаточной мере. Ограничимся лишь констатацией того факта, что ОВД, являясь органами исполнительной власти, выполняя возложенные на них задачи, вступают в различные гражданские правоотношения в лице созданных Министерством внутренних дел учреждений, основанных на праве оперативного управления. Поэтому все особенности гражданско-правового статуса учреждения, связанные, прежде всего, с имущественными правами и обязанностями, присущи и учреждениям ОВД 1, с. 12.
Специфика деятельности органов внутренних дел определяет специальный характер их гражданской правоспособности. Это связано с тем, что наделение органов внутренних дел гражданской правоспособностью предполагает реализацию тех гражданских прав и обязанностей, которые служат цели выполнения задач, стоящих перед указанными органами. Как юридические лица, они могут совершать лишь такие гражданско-правовые действия, которые направлены на достижение поставленных перед ними задач, в отличие от граждан, способных иметь любые, предусмотренные законом права и обязанности. Наделение органов внутренних дел правами и обязанностями юридического лица, обеспечивает их нормальное функционирование как участников гражданско-правовых отношений.
Таким образом, возможность участия органов внутренних дел в качестве субъекта, который публично объявляет о награде, например, за предоставление сведений, имеющих значение в связи с выявлением, раскрытием или расследование противоправного деяния, розыском лиц, скрывающихся от следствия, дознания, суда или без вести пропавших, является абсолютно законным и обоснованным, так как полностью соответствует действующей доктрине гражданского права, законодательству РФ и специальной правоспособности самого ОВД как юридического лица, так как направлено на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
Публичное же объявление награды со стороны ОВД за осуществление каких-либо других правомерных действий в указанный срок, где эти действия никоем образом не связаны с целями, задачами и направлениями деятельности ОВД, будут противоречить его компетенции и специальной правоспособности. Соответственно подобное обещание нельзя признать правомерным, а само соглашение, заключенное при подобных обстоятельствах, следует считать недействительным.
|